Уход за больными после инсульта
ВОССТАНОВЛЕНИЕ БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА
Навык Методика выполнения
Раздевание.
Больной: следит за сохранением равновесия; парализованную руку размещает между коленями таким образом, чтобы подавить патологические синкинезии; с помощью здоровой руки снимает воротник рубашки через голову; вытягивает здоровую руку из рукава, зажимаемого рукой, которая находится на коленях; здоровой рукой снимает одежду с парализованной руки. Методист: контролирует равновесие пациента; удерживает парализованную руку в вытянутом положении; помогает подавлять синкинезии в парализованной руке.
Одевание брюк.
Больной: сидит в позе нога на ногу; одевает брюки на парализованную ногу при помощи здоровой руки; переставляет парализованную ногу на пол так, чтобы пятка находилась на одной вертикали с коленом; здоровую ногу протягивает в брючину. Перед завершением натягивания брюк больной должен убедиться в том, что хорошо удерживает равновесие в положении стоя. Для повышения устойчивости он может опереться о стол.Методист: направляет руку больного во время первой фазы одевания; контролирует перенос тела пациента на парализованную ногу; помогает фиксировать колено парализованной ноги во время второй фазы одевания.
Одевание майки.
Больной: помещает майку на бедро здоровой ноги глубоким вырезом ворота вниз; парализованную руку зажимает между коленями для подавления патологических синкинезий; при помощи здоровой руки одевает майку на парализованную руку до уровня ее локтя; затем просовывает в рукав здоровую руку и при помощи здоровой руки одевает майку через голову. При одевании майки через голову туловище остается в положении легкого сгибания, затем больной разгибается и распрямляет майку. Методист: направляет парализованную руку пациента в рукав; помогает при одевании майки через голову.
Одевание рубашки.
Больной: садится так же, как и при одевании майки; размещает рубашку на колене парализованной ноги глубоким вырезом ворота вниз; парализованную руку зажимает между коленями для подавления патологических синкинезий; помещает рукав для парализованной руки между коленями; здоровой рукой натягивает рукав на парализованную руку до уровня плеча; подхватывает спинку рубашки и протаскивает здоровую руку через другой рукав. Методист: направляет парализованную руку больного в рукав.
Одевание ботинок и носков.
Больной: занимает исходную позицию, указанную на рисунке; раскрывает носок большим, указательным и средним пальцами, надевает носок. Одевает ботинок на пальцы; ставит стопу с ботинком на пол; вставляет пятку в ботинок. Методист: при необходимости корректирует положение ботинка на первом этапе; оказывает давление на парализованное колено на втором этапе.
Чистка зубов, причесывание, бритье, макияж.
Больной: убеждается в своей устойчивости; по возможности выполняет соответствующие процедуры обеими руками. Методист: помогает больному сохранять равновесие: при необходимости направляет парализованную руку больного. Необходимо делать короткие паузы для восстановления пациентом равновесия.
Прием пищи.
Больной: сидит в удобной позе за столом (необходимо иметь простой, хорошо сконструированный стол с нескользким покрытием); парализованная рука вытянута вперед и лежит на столе. Методист: направляет движения больного. Открывание крана Больной: сидит на стуле или табуретке: отворачивает и заворачивает кран; контролирует температуру воды здоровой рукой. Методист: контролирует обе руки пациента.
Умывание при помощи здоровой руки.
Больной: поддерживает равновесие в положении сидя (оптимальной позой для сохранения равновесия в положении сидя является такая, при которой туловище слегка наклонено вперед, а парализованное плечо вытянуто); помещает парализованную руку на раковину; моет руку, лицо. Методист: контролирует сохранение больным равновесия. За счет изменения высоты стула возможно предупредить сокращение мышц руки в случае повышения мышечного тонуса, подвывих плеча за счет перерастяжения капсулы плечевого сустава в случае мышечной гипотонии. Мытье здоровой руки с помощью парализованной Больной: берет в парализованную руку губку; опирается здоровой рукой о раковину или стол.Методист: направляет движения парализованной руки во время мытья; поддерживает парализованную руку за локоть; выводит плечо парализованной руки вперед. Полотенце для вытирания перекидывается через парализованную руку самим больным или помощником.
Мытье ног.
Больной: ставит здоровую ногу по средней линии, затем обхватывает двумя руками парализованную ногу в области колена; закидывает парализованную ногу на здоровую; моет парализованную ногу.Методист: контролирует приведение здоровой ноги; следит за размещением парализованной ноги. В тот период, когда больной закидывает ногу на ногу и осуществляет мытье, необходимо следить за тем, чтобы центр тяжести проецировался на пятку парализованной ноги. Личная гигиена Больной: стоит перед раковиной; переносит вес с больной ноги на здоровую; моет себя.Методист: помогает переносу веса теля пациента. Если во время процедуры пациент теряет равновесие, необходимо делать небольшие перерывы, во время которых равновесие восстанавливается.
Сестринские вмешательства:.
· Формировать у больного активную установку на лечение и желание заниматься.
· Выделить время для обсуждения успехов пациента.
· Ставить перед больным конкретные цели и добиваться положительных эмоций.
· Контролировать посещение пациентом назначенных реабилитационных процедур.
· Обеспечить безопасность пациента при передвижении.
· Побуждать больного выполнять ежедневные (2-5р в день) упражнения по биомеханике шага, лечение положением и дозированную ходьбу в объеме, рекомендованном методистом.
· Научить больного контролировать свое самочувствие при физических нагрузках (пульс, дыхание, субъективные ощущения).
· Обеспечить больного необходимыми эффективными приспособлениями для расширения двигательного режима.
Максимально использовать допустимый двигательный режим, обеспечив его реализацию (прогулки по отделению на костылях, с помощью стула, каталки, прогулки на улице с сопровождением, движение в кровати).
· Выделить время для проведения бесед с больным.
· Выделить время для проведения бесед с родственниками, осуществляющими уход.
Шаги с опорой.
· при обучении ходьбе, особенно первых шагах больного поддерживают с обеих сторон, чтобы чувствовал себя уверенно.
· при всех перемещениях необходимо следить за правильным положением парализованных конечностей.
· обратить внимание на безопасность пациента (обувь, пол, освещение и др.)
Помощник стоит перед больным. Парализованная рука помещается на плечо помощника, помощник поддерживает парализованную руку, подведя свою руку под плечо больного. Другая рука помощника расположена на тазовом поясе пациента и направляет передвижение. При совершенствовании процесса ходьбы, помогающий идет рядом, фиксируя предплечье и кисть парализованной руки во время ходьбы и обращая внимание на положение стопы и подтягивание носка (фиксирование к коленному суставу или другие средства). Помощник может также располагаться со стороны гемипареза и поддерживать плечо и кисть парализованной руки.
Больной должен двигаться небольшими шагами, необходимо проверить его устойчивость и следить, чтобы он самостоятельно и правильно выполнял движения паретичной ногой, достаточно сгибая в тазобедренном и коленном суставе, и правильно ставил стопу.
Следить терпеливо, поправлять положение стопы при движении, добиваясь упора на пол всей подошвы.
Параллельно с обучением больного ходьбе начинают работу по восстановлению бытовых навыков: одеванию, прием пищи, выполнению процедур личной гигиены. Методические приемы восстановления самообслуживания отражены в таблице.Восстановления двигательных навыков.Двигательные, чувствительные, координаторные и другие нарушения сопровождающие инсульт приводят к утрате способностей самообслуживания.
Медицинская сестра должна:
· Оценить пациента по шкале Бартела, или другой функциональной шкале и записать результат в протокол наблюдения.
· Обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания ( с разрешения врача пациент должен выполнять максимально возможное количество действий сам с первого дня реабилитации).
· Обеспечить больного приспособлениями облегчающими самообслуживание.
· Заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности .
· Наметить индивидуальный план восстановления навыков самообслуживания от действий, не требующих координированных движений, например, еды руками до сложно координированных.
· Организовать комплекс трудотерапии с ежедневным занятием пациента 1,5-2 ч в пределах допустимых нагрузок с перерывом через 10-15 мин (тренажеры, бытовые предметы, детские игрушки разного уровня).
· Выделить время для обучения пациента и контроля его действий 5-20 мин ежедневно.
· Постоянно отмечать успехи пациента при общении с ним.
· Реализовать психический потенциал пациента путем рациональной терапии, аутогенной тренировки, положительных этапных эмоций.
· Контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления.
· Выделить время для проведения бесед с больным.
· Выделить время для проведения бесед с родственниками, осуществляющими уход
Рекомендации родственникам и близким больного с диагнозом острое нарушение мозгового кровообращения.
Что делать, если по тем или иным причинам развилось острое нарушение мозгового кровообращения?
Постельный режим. Первые дни пациенту необходим постельный режим. Вопрос о его продолжительности решает врач.