Уход за больными после инсульта

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА

Навык Методика выполнения

Раздевание.

Больной: следит за сохранением равновесия; парализованную руку размещает между коленями таким образом, чтобы подавить патологические синкинезии; с помощью здоровой руки снимает воротник рубашки через голову; вытягивает здоровую руку из рукава, зажимаемого рукой, которая находится на коленях; здоровой рукой снимает одежду с парализованной руки. Методист: контролирует равновесие пациента; удерживает парализованную руку в вытянутом положении; помогает подавлять синкинезии в парализованной руке.

Одевание брюк.

Больной: сидит в позе нога на ногу; одевает брюки на парализованную ногу при помощи здоровой руки; переставляет парализованную ногу на пол так, чтобы пятка находилась на одной вертикали с коленом; здоровую ногу протягивает в брючину. Перед завершением натягивания брюк больной должен убедиться в том, что хорошо удерживает равновесие в положении стоя. Для повышения устойчивости он может опереться о стол.Методист: направляет руку больного во время первой фазы одевания; контролирует перенос тела пациента на парализованную ногу; помогает фиксировать колено парализованной ноги во время второй фазы одевания.

Одевание майки.

Больной: помещает майку на бедро здоровой ноги глубоким вырезом ворота вниз; парализованную руку зажимает между коленями для подавления патологических синкинезий; при помощи здоровой руки одевает майку на парализованную руку до уровня ее локтя; затем просовывает в рукав здоровую руку и при помощи здоровой руки одевает майку через голову. При одевании майки через голову туловище остается в положении легкого сгибания, затем больной разгибается и распрямляет майку. Методист: направляет парализованную руку пациента в рукав; помогает при одевании майки через голову.

Одевание рубашки.

Больной: садится так же, как и при одевании майки; размещает рубашку на колене парализованной ноги глубоким вырезом ворота вниз; парализованную руку зажимает между коленями для подавления патологических синкинезий; помещает рукав для парализованной руки между коленями; здоровой рукой натягивает рукав на парализованную руку до уровня плеча; подхватывает спинку рубашки и протаскивает здоровую руку через другой рукав. Методист: направляет парализованную руку больного в рукав.

Одевание ботинок и носков.

Больной: занимает исходную позицию, указанную на рисунке; раскрывает носок большим, указательным и средним пальцами, надевает носок. Одевает ботинок на пальцы; ставит стопу с ботинком на пол; вставляет пятку в ботинок. Методист: при необходимости корректирует положение ботинка на первом этапе; оказывает давление на парализованное колено на втором этапе.

Чистка зубов, причесывание, бритье, макияж.

Больной: убеждается в своей устойчивости; по возможности выполняет соответствующие процедуры обеими руками. Методист: помогает больному сохранять равновесие: при необходимости направляет парализованную руку больного. Необходимо делать короткие паузы для восстановления пациентом равновесия.

Прием пищи.

Больной: сидит в удобной позе за столом (необходимо иметь простой, хорошо сконструированный стол с нескользким покрытием); парализованная рука вытянута вперед и лежит на столе. Методист: направляет движения больного. Открывание крана Больной: сидит на стуле или табуретке: отворачивает и заворачивает кран; контролирует температуру воды здоровой рукой. Методист: контролирует обе руки пациента.

Умывание при помощи здоровой руки.

Больной: поддерживает равновесие в положении сидя (оптимальной позой для сохранения равновесия в положении сидя является такая, при которой туловище слегка наклонено вперед, а парализованное плечо вытянуто); помещает парализованную руку на раковину; моет руку, лицо. Методист: контролирует сохранение больным равновесия. За счет изменения высоты стула возможно предупредить сокращение мышц руки в случае повышения мышечного тонуса, подвывих плеча за счет перерастяжения капсулы плечевого сустава в случае мышечной гипотонии. Мытье здоровой руки с помощью парализованной Больной: берет в парализованную руку губку; опирается здоровой рукой о раковину или стол.Методист: направляет движения парализованной руки во время мытья; поддерживает парализованную руку за локоть; выводит плечо парализованной руки вперед. Полотенце для вытирания перекидывается через парализованную руку самим больным или помощником.

Мытье ног.

Больной: ставит здоровую ногу по средней линии, затем обхватывает двумя руками парализованную ногу в области колена; закидывает парализованную ногу на здоровую; моет парализованную ногу.Методист: контролирует приведение здоровой ноги; следит за размещением парализованной ноги. В тот период, когда больной закидывает ногу на ногу и осуществляет мытье, необходимо следить за тем, чтобы центр тяжести проецировался на пятку парализованной ноги. Личная гигиена Больной: стоит перед раковиной; переносит вес с больной ноги на здоровую; моет себя.Методист: помогает переносу веса теля пациента. Если во время процедуры пациент теряет равновесие, необходимо делать небольшие перерывы, во время которых равновесие восстанавливается.

Сестринские вмешательства:.

· Формировать у больного активную установку на лечение и желание заниматься.

· Выделить время для обсуждения успехов пациента.

· Ставить перед больным конкретные цели и добиваться положительных эмоций.

· Контролировать посещение пациентом назначенных реабилитационных процедур.

· Обеспечить безопасность пациента при передвижении.

· Побуждать больного выполнять ежедневные (2-5р в день) упражнения по биомеханике шага, лечение положением и дозированную ходьбу в объеме, рекомендованном методистом.

· Научить больного контролировать свое самочувствие при физических нагрузках (пульс, дыхание, субъективные ощущения).

· Обеспечить больного необходимыми эффективными приспособлениями для расширения двигательного режима.

Максимально использовать допустимый двигательный режим, обеспечив его реализацию (прогулки по отделению на костылях, с помощью стула, каталки, прогулки на улице с сопровождением, движение в кровати).

· Выделить время для проведения бесед с больным.

· Выделить время для проведения бесед с родственниками, осуществляющими уход.

Шаги с опорой.

· при обучении ходьбе, особенно первых шагах больного поддерживают с обеих сторон, чтобы чувствовал себя уверенно.

· при всех перемещениях необходимо следить за правильным положением парализованных конечностей.

· обратить внимание на безопасность пациента (обувь, пол, освещение и др.)

Помощник стоит перед больным. Парализованная рука помещается на плечо помощника, помощник поддерживает парализованную руку, подведя свою руку под плечо больного. Другая рука помощника расположена на тазовом поясе пациента и направляет передвижение. При совершенствовании процесса ходьбы, помогающий идет рядом, фиксируя предплечье и кисть парализованной руки во время ходьбы и обращая внимание на положение стопы и подтягивание носка (фиксирование к коленному суставу или другие средства). Помощник может также располагаться со стороны гемипареза и поддерживать плечо и кисть парализованной руки.

Больной должен двигаться небольшими шагами, необходимо проверить его устойчивость и следить, чтобы он самостоятельно и правильно выполнял движения паретичной ногой, достаточно сгибая в тазобедренном и коленном суставе, и правильно ставил стопу.

Следить терпеливо, поправлять положение стопы при движении, добиваясь упора на пол всей подошвы.

Параллельно с обучением больного ходьбе начинают работу по восстановлению бытовых навыков: одеванию, прием пищи, выполнению процедур личной гигиены. Методические приемы восстановления самообслуживания отражены в таблице.Восстановления двигательных навыков.Двигательные, чувствительные, координаторные и другие нарушения сопровождающие инсульт приводят к утрате способностей самообслуживания.

Медицинская сестра должна:

· Оценить пациента по шкале Бартела, или другой функциональной шкале и записать результат в протокол наблюдения.

· Обсудить с врачом объем двигательной активности и самообслуживания ( с разрешения врача пациент должен выполнять максимально возможное количество действий сам с первого дня реабилитации).

· Обеспечить больного приспособлениями облегчающими самообслуживание.

· Заполнить дефицит собственными действиями в разумных пределах не вызывая смущения и беспомощности .

· Наметить индивидуальный план восстановления навыков самообслуживания от действий, не требующих координированных движений, например, еды руками до сложно координированных.

· Организовать комплекс трудотерапии с ежедневным занятием пациента 1,5-2 ч в пределах допустимых нагрузок с перерывом через 10-15 мин (тренажеры, бытовые предметы, детские игрушки разного уровня).

· Выделить время для обучения пациента и контроля его действий 5-20 мин ежедневно.

· Постоянно отмечать успехи пациента при общении с ним.

· Реализовать психический потенциал пациента путем рациональной терапии, аутогенной тренировки, положительных этапных эмоций.

· Контролировать состояние пациента, избегая развития переутомления.

· Выделить время для проведения бесед с больным.

· Выделить время для проведения бесед с родственниками, осуществляющими уход

Рекомендации родственникам и близким больного с диагнозом острое нарушение мозгового кровообращения.

Что делать, если по тем или иным причинам развилось острое нарушение мозгового кровообращения?

Постельный режим. Первые дни пациенту необходим постельный режим. Вопрос о его продолжительности решает врач.

СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ / ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

наши партнеры:

invivo
sos medical
имуннотест
mediker
медэкпресс
pharma
olimp